История института - АО "ФИИЦ М"

Перейти к контенту

Главное меню

История института

 

РУКОВОДИТЕЛИ
АО ФИИЦ М (ПНИИС НАТИ, ПФ НАТИ, ФГУП ФИИЦ СХМ)
С 1952 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


1. Зданович Адриан Евдокимович                    1952-1954 г.г.
2. Папирник Владимир Миронович                   1954-1956 г.г.
3. Сапожников Алексей Васильевич                  1956-1960 г.г.
4. Чухчин Николай Федорович                         1960-1963 г.г.
5. Козырев Сергей Петрович                            1963-1981 г.г.
6. Дочкин Вячеслав Георгиевич                        1981-1981 г.г.
7. Зоробян Сурен Рубенович                            1981-1983 г.г.
8. Волков Борис Григорьевич                           1983-1984 г.г.
9. Поповский Александр Алексеевич                1984-1989 г.г.
10. Занцевич Вячеслав Петрович                     1989-1990 г.г.
11. Козырев Сергей Петрович                         1990-2002 г.г.
12. Годжаев Захид Адыгезалович                   2002 - 2012 г.г.
13. Михайлов Андрей Владимирович               2012 - 2013 г.г.

14. Сердюков Анатолий Эдуардович               2013 - 2016 г.г.

15. Сухоруков Александр Петрович                2016 - 2017 г.г.

16. Дучков Борис Андреевич                          2017 - по н.в.


 

История


В послевоенные годы тракторное и с.-х. машиностроение в нашей стране развивалось большими темпами. Восстановленные и построенные заново тракторные заводы обладали высоким технологическим потенциалом и нуждались в постановке на производство новых тракторов современных конструкций. В этих условиях сложившаяся ранее практика проведения испытаний выездными группами специалистов НАТИ и заводов на базе МТС не могла обеспечить выполнение возросших объемов испытаний. Поэтому постановлением Совета Министров СССР № 2736 от 29 июня 1950 г. и приказом министра автомобильной и тракторной промышленности Союза ССР № 398 от 4 июля 1950г. НАТИ предписывалось организовать испытательную базу.
Такой базой явилась НИС НАТИ в с. Новый Быт Лопасненского (ныне Чеховского) р-на Московской обл., которая в августе 1953 г. была наделена земельным участком общей площадью 6,25 га. Сотрудники НАТИ (А. Е. Зданович, В. Н. Фирсаков, Н. М. Шишков, В. М. Папирник, А. И. Калинин, Ю. В. Архангельский и др.) принимали самое непосредственное участие в ее обустройстве, в подборе и обучении персонала из местных жителей. Все это позволило в краткие сроки организовать на новом месте лабораторно-полевые исследования и испытания как отечественных, так и импортных тракторов, двигателей, экспериментальных узлов и деталей.
С 1954 г. здесь проводят сложные и трудоемкие тяговые испытания тракторов, развитие которых (А. И. Калининым, А. П. Банником, Ю. С. Шаповаловым, Б. Г. Матросовым и др.) позволило в 1955- 1962 гг. разработать впервые в СССР методику ускоренных испытаний и совместно с НАТИ создать приборы и оборудование для их проведения. Позднее результаты этих работ легли в основу соответствующих гостов. С 1955 г. на станции освоены техническая экспертиза и тормозные испытания двигателя с использованием передвижного стенда, а с 1959 г. - сертификационные испытания тракторов при активном участии А. В. Сапожникова, Н. Ф. Чухчина, А. И. Калинина и др.
В начале 60-х гг. в СССР создается новое поколение с.-х. тракторов взамен малопроизводительных и металлоемких. Перед отраслью встала задача оценить их качество и надежность и испытать в различных почвенно-климатических зонах страны. Первые эксплуатационные испытания в ПНИИС НАТИ были организованы Н. Н. Макаровым, К. И. Мараховским и В. И. Разореновым. По их инициативе создаются два полевых отряда для проведения испытаний тракторов в хозяйствах Московской и Тульской обл. (И. И. Мамонтов, В. Д. Комков, В. М. Субботин, Ю. А. Богомолов). С 1968 г. на вновь созданной испытательной базе в Тульской обл. прошли испытания тракторы производства МТЗ, ВгТЗ, ЛТЗ, АТЗ, ВТЗ и ПТЗ. В начале 80-х гг. появляются Северо-Кавказская (руководитель Б. И. Ковальчук), Средне-Волжская (В. М. Королев) и Целиноградская (В. И. Хуторной) испытательные базы. На них испытывались ДТ-75 и его модификации, ЛТЗ-60/62, МТЗ-80/82, Т-40/40А, Т-55 "Русь", Т-4, К-700/701, Т-25А/30 и др. (С. Д. Зайцев, Н. И. Селезнев, М. А. Халфин, М. М. Зайцев, С. А. Романов, А. Ф. Дугин, В. Н. Курганов, Н. А. Кирилин, А. Г. Зотов).
В начале 60-х гг. развертывается строительство производственной базы и жилья для сотрудников, а в 70-е гг. станция развилась в большую научную организацию, насчитывающую 17 научно-исследовательских лабораторий и самостоятельный опытно- конструкторский отдел. Для проведения эксплуатационно-технологических испытаний тракторов в различных почвенно-климатических условиях станция располагала тремя опорными базами на Северном Кавказе, в Поволжье и Северном Казахстане.
В 1973 г. на ПНИИС организуются уникальные сравнительные испытания 15 моделей пахотных тракторов, в результате которых были отработаны конструкции их узлов и агрегатов и определена структура МТП для типичных хозяйств Северного Казахстана (при активном участии А. А. Поповского, Н. И. Селезнева, В. И. Разоренова, М. И. Астафьева, Ю. А. Богомолова, В. И. Клюнтина, В. С. Чусова и др.).
Парк тракторов насчитывал в эти годы более 2,5 млн ед., а ежегодный выпуск достигал 450 тыс. Динамично развивающееся с.-х. производство требовало все более совершенных конструкций, быстрое создание и доводка которых, а также модернизация и совершенствование серийных изделий немыслимы без эффективной ускоренной системы испытаний, поэтому постановлениями Правительства СССР № 606 от 3 августа 1966 г. и № 210 от 26 марта 1970 г. было принято решение о строительстве в Подмосковье современного полигона (трактородрома) для испытаний и доводки тракторов. Ввод в строй полигона площадью более 60 га и разработка методик ускоренных испытаний позволили повысить эффективность работы испытателей в несколько раз. Созданием научной базы полигона занимались С. П. Козырев, Н. Н. Макаров, С. Д. Зайцев, С. Р. Зоробян, Б. Е. Поликер, А. А. Котов, К. П. Семилетова, В. И. Субботин, А. В. Зерков, А. А. Бурда, А. В. Кирилюк и др. Параллельно с этим строили стенды для испытания полнокомплектных тракторов и отдельных агрегатов, отрабатывали методики испытаний гидравлического, топливного, пневматического оборудования, тормозных систем, муфт сцепления, КП, передних мостов, пневматических шин, двигателей и т. п. (В. В. Кривенцов, В. Я. Тетерятников, Н. Н. Сухицкий, Л. П. Перельштейн, Г. М. Георгиевский, В. Я. Юденко, В. М. Самарцев, В. А. Голубев, А. Л. Михайленко, С. Б. Гончаренко, Ю. П. Маковеев, В. А. Тихонов, И. Н. Дочкина, Е. А. Непперт и др.).
Учитывая большие объемы работ и важность решаемых вопросов, а также возросший уровень квалификации сотрудников (один д-р и 40 кандтов техн. наук), в 1980 г. приказом министра в соответствии с решением коллегии Госкомитета СССР по науке и технике станция преобразована в Подмосковный филиал (ПФ) НАТИ. Для проведения испытаний и экспериментальных исследований гусеничной техники, специальных колесных шасси (в том числе "плавающих"), а также проверки их технических характеристик в экстремальных условиях в интересах обеспечения обороноспособности страны в ПФ НАТИ был создан отраслевой научно-испытательный центр (ОНИЦ). Результаты испытаний боевой техники служили основой принятия решений в части оснащения ею армии.
В 1984 г. в связи с ликвидацией Чеховского филиала ВИСХОМа на ПФ НАТИ были возложены функции головной организации отрасли по агрегатированию. Под руководством В. П. Занцевича здесь развертываются работы по созданию и испытаниям пахотных агрегатов для гладкой вспашки (В. В. Шаров, Е. В. Сетченков, В. А. Тумасов), быстросоединяемых устройств, фронтальных навесных систем (А. Г. Талаев, В. Ю. Елизаров), тягово-сцепных устройств маятникового типа (Н. М. Юлдашев, А. А. Ерасов), разрабатывается отраслевой стандарт по согласованию агрегатирования сельхозмашин с тракторами (Н. М. Орлов, А. Г. Талаев, А. Д. Логин). Эти мероприятия позволили поднять производительность МТА на 10-15 % (М. И. Астафьев, В. Д. Кирьянов, М. А. Лужецкий, В. Н. Пичко, В. И. Разоренов, В. И. Щербина, П. Э. Фендер, Е. А. Бобылов и др.).
В 1984-1986 гг. завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Уникальный научно-исследовательский комплекс, позволяющий проводить всеобъемлющую оценку тракторной и военной техники в экстремальных условиях, заработал в полную силу (запуском, настройкой оборудования и отработкой методик испытаний занимались В. И. Кольченко, Г. И. Забегаева, Е. И. Журин, Н. П. Лунин, Е. А. Косыхин, В. И. Михеев, В. Н. Шахназаров, С. Д. Анашкин, И. Н. Серегин и др.).
3 апреля 1991 г. на базе ПФ НАТИ организован Музей тракторной техники, экспозиция которого отражает историю зарождения и развития тракторной науки и техники в России.
Параллельно развивались НИР, направленные на повышение прочности и износостойкости тракторных деталей и узлов сельхозмашин: наплавка деталей двигателей, упрочнение деталей сельхозмашин, сварка болтов, прошивка прецизионных отверстий в форсунках и горелках (В. Н. Дубняков, О. П. Осипов, Н. Л. Пимков, А. В. Воробьев и др.), внедрение уникальной системы оптической аппаратуры для лазеров (В. М. Рубан, А. Ю. Шаров и др.), разработка новых материалов трущихся деталей и масла М68Е к ним; создание ГСТ-90 по лицензии фирмы Sauer (В. В. Поздняков, Н. И. Итинская, В. А. Голубев, Н. В. Тятищева и др.).
В 1996 г. ПФ НАТИ зарегистрирован как ФГУП - "Федеральный исследовательский испытательный центр сельскохозяйственного машиностроения" (ФИИЦ СХМ). Он представлял собой уникальный научно-технический комплекс Минпромнауки РФ по исследованиям и испытаниям тракторов, самоходных сельхозмашин, военной и специальной техники с последующим доведением их параметров до требований национальных стандартов и международных правил. ФИИЦ СХМ - являлся головной организацией по агрегатированию с.-х. техники, созданию малогабаритных машин, исследованиям и испытаниям тракторов и специальной техники в экстремальных климатических условиях, разработке системы ускоренных испытаний полнокомплектных машин и агрегатов.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. №1165-р и от 25 августа 2004 г. №1113-р федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный исследовательский испытательный центр сельскохозяйственного машиностроения" (ФГУП "ФИИЦ М") преобразовано в открытое акционерное общество "Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения" (АО "ФИИЦ М").
27.03.2009г. АО "ФИИЦ М" в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 21 ноября 2008г. №873 зарегистрировано в составе Государственной корпорации "Ростехнологии" (государственная корпорация по содействию разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции).
30 июня 2010г. АО "ФИИЦ М" включен в состав холдинговой компании (интегрированной структуры) АО "РТ-АВТО".

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню